с байонетом Nikon F
Выбор туриста
Самая «универсальная» оптика в мире – это оптика с фокусным расстоянием от сверхширокоугольного (18 мм, на цифрозеркалках превращается в 27 мм) до телевика (200 мм – 300 мм в 35-мм эквиваленте). Нет оптики более универсальной! Какое отношение имеют такие «мегауниверсальные» объективы к нашей теме? Просто есть особый разряд обладателей цифрозеркалок, которые с радостью променяли бы свои «китовые» не на более «качественные» объективы, а на один, который бы позволил отказаться от покупки дополнительно телеобъектива и освободил от ношения чемоданов, под завязку набитых оптикой. Их не пугает, что визитные карточки этих зумов – бочкообразная дисторсия, виньетирование. Строго говоря, это не недостатки, а особенности конструкции оптики. Впрочем, оба минуса легко убрать в Photoshop (без потери качества – см. меню Filter/Lens Correction), в то время как быстрая, функциональная оптика подчас бывает более полезной, чем «суперкачественная» дискретная.
Создав этот зум, Nikon в очередной раз смешала коктейль из консерватизма и новаторства: представленный значительно позднее, чем аналоги от Tamron и Sigma, он стал первым обладателем оптического стабилизатора. Система VR (Vibration Reduction) включается тумблером на корпусе объектива, позволяет компенсировать выдержку на 4 ступени (!). В дополнение к стандартному есть режим, предполагающий съемку из окна движущейся машины. Физически это достаточно крупный объектив, но для своего класса он исключительно компактен: по габаритам почти не больше своего собрата, идущего в комплекте с D70. Как удалось этого добиться? Секрет в том, что размер создаваемого изображения в точности соответствует размеру матрицы цифрозеркалки (15,5х24 мм), на что и указывает маркировка DX в названии. Заодно это способствует повышению детализации картинки (весьма высокой для мегауниверсального зума), но есть побочное последствие – высоковатый уровень виньетирования, даже по сравнению с более дешевыми аналогами конкурентов, значительные бочкообразные искажения в широкоугольном положении (18 мм). В остальном – сплошные достоинства: быстрая и точная фокусировка, правильная цветопередача, контрастная картинка. Впрочем, лучше предоставим слово владельцу такого объектива:
«С появлением зума 18-200 мм от Nikon вопрос, какая оптика качественнее, отпал сам собой. Возможно, детализация немного уступает профессиональным зумам, а объектив из китового комплекта работает чуть быстрее. Но, постоянно снимая этим объективом, я ни разу не ловил себя на мысли, что нужен другой, более «навороченный». Оптика превосходит все аналоги, включая никоновский 28-200 мм, по цветовой насыщенности и контрасту, дает даже более жесткий рисунок, чем китовый 18-70 мм, но чуть-чуть уступает в проработке деталей, если печатать на формате А3. Я делал снимки на своем D50, 6-МП, и на профессиональной камере D200 с разрешением 10 МП, особой разницы в детализации на больших отпечатках не нашел. Неприятный эффект хроматических аберраций возникает при определенных значениях диафрагмы и фокусного расстояния. Невысокая светосила компенсируется наличием стабилизатора, заметно повышающего процент четких снимков, если фотографировать без штатива. В общем, можно сказать, что этот объектив дает качество на уровне китового 18-70 мм, но на большем диапазоне и с использованием стабилизатора, что способствует получению четких снимков без штатива».
Разработчики явно не рассчитывали, что обладатель столь универсального объектива будет его часто менять на другие, и сэкономили, оснастив свое детище ненадежным байонетом из пластмассы. В остальном конструктив выполнен добротно и удобно. Есть даже специальный рычажок для блокировки зума на широком углу (чтобы в вертикальном положении направленный вниз объектив был строго зафиксирован на 18 мм). Объектив легок (всего 400 г), довольно компактен (84х74 мм). Слово Macro в названии указывает, что этот зум можно использовать при съемке мелких объектов: минимальная дистанция фокусировки составляет 45 см в любом положении зума, при максимальном приближении достигается масштаб съемки 1:3,7 (с учетом кроп-фактора – 1:2,9).
«Универсальность объектива, на самом деле, довольно относительна: оптика способна обеспечить детализованную, высококонтрастную картинку при хорошем освещении и, особенно, на широком углу. С переходом в режим телевика детализация падает, отсутствие же стабилизатора при невысокой светосиле приводит к тому, что процент четких снимков без штатива снижается. Съемка в телеположении обнаруживает еще один недостаток – высокий уровень хроматических аберраций. Я убедился, что для многих этот объектив не сможет послужить полноценным аналогом никоновского, а для некоторых он, наоборот, станет лучшим выбором – если основная часть снимков производится в широкоугольном и среднем положениях зума, в экономии (Tamron стоит около $450), по сравнению с «родным» аналогом, есть резон. Объектив работает шустро, но при этом довольно шумно (шумнее, чем конкуренты от Nikon и Sigma)».
«Собственно, многие ругают оптику Sigma за «мыло», но мне бы хотелось обратить внимание на то, что это самый дешевый объектив в своем классе, качественно сделан (никаких люфтов, металлический байонет), быстро фокусируется. Но у него немало недостатков. Объектив при фокусировке слегка шумит, не всегда точно фокусируется при плохом освещении. При съемке на широком углу он действительно «мылит» изображение, и это особенно заметно, когда делаешь снимки на открытой диафрагме. Объектив способен обеспечить приемлемую для получения больших отпечатков резкость на длинном углу либо на зажатой диафрагме, но все портит отсутствие стабилизатора. Вывод: этот зум стоит использовать, в основном, при уличной съемке».
Портрет + Макро
Два самых «народных» жанра цифрофотосъемки объединила одна и так же оптика: не каждый портретник подходит для съемки макро, но практически каждый профессиональный «макрушник» с фокусным расстоянием 105 мм – идеальный портретный объектив, дающий первоклассный рисунок плюс возможность значительного «приближения» к объекту съемки (фокусное расстояние 105 мм, помноженное на 1,5х, превращается в 157,5 мм). На выездной работе такие объективы незаменимы, особенно когда подойти к объекту портретной съемки на близкое расстояние нельзя, а прибегать к телевику еще рано – свадебное фото, работа журналиста-папарацци, любая съемка крупным планом с размытым фоном. Если забыть на миг про все достоинства, с таким объективом будет трудно развернуться даже в крупногабаритном помещении (если, конечно, оно не в Юсуповском дворце), а свойственная макрооптике резкость требует особой обработки в Photoshop.
Рассмотрим три «классических» макропортретника.
«Подчеркну, что при использовании на цифрозеркалке в таком жанре, как съемка портретов, эта оптика требует наличия большого пространства, чтобы фотограф мог чувствовать себя свободно. Когда снимаешь макро, наоборот, максимальный масштаб достигается с очень небольшого расстояния. Мне показалось, что оптика в большей степени ориентирована на портретную съемку, так как рисунок довольно-таки мягкий, что несвойственно классическим макрообъективам от Nikon, зато рисунок размытия соответствует классическому образцу: ровное, естественное боке, красиво искрящееся от источников света в кадре.
Вопрос в том, надо ли переплачивать за функцию VR, от которой в студийных условиях практически нет пользы, но есть вред – непривлекательные весогабаритные характеристики? Думаю, стоит – если будете снимать часто на выезде и не всегда со штатива. В некоторых поджанрах макросъемки стабилизатор незаменим: если ты фотографируешь бабочку на диком цветке, о штативе придется забыть, но очень важно, что объектив не производит шума при фокусировке».
Боке – слово японского происхождения, обозначающее «красоту» рисунка в нерезкой зоне. В принципе, оно имеет отношение к японской оптике, которая пристыковывается к «японской» зеркалке, но оптика может быть не японской, а камера – цифромыльницей. Боке имеет первостепенное значение в тех жанрах, где часто используется небольшая глубина резкости.
«Это довольно специфичный фикс-объектив, демонстрирующий исключительно резкий рисунок. Ориентирован, скорее, под макро (МДФ 29 см, масштаб 1:1), чем на портретно-репортажную съемку, хотя все относительно – немало фотографов предпочитают получать изначально более резкие фотографии, а затем, при необходимости, накладывать «софт-фильтр» в Photoshop (меню Filter/Blur). Я бы остановился именно на этом объективе – по большинству параметров «тамтаму» нет равных даже среди более дорогих никоновских аналогов».
«Объектив отличается очень удобным, добротно выполненным корпусом. Особенно мне понравилось прорезиненное кольцо фокусировки. Пользоваться им приходится часто, из-за того что автофокус медленно работает. При этом объектив сильно шумит. К конструктивным недостаткам можно отнести бленду, которая крепится на резьбу, а не непосредственно к байонету (как у Nikon), это создает при съемке ненужную суету. Несмотря на 8-лепестковую диафрагму, объектив дает отличный рисунок и хорошо подходит для съемки как макро, так и портретов, но все же уступает своим конкурентам по резкости и детализации».
Студийный портрет
Думаю, не я один покупал зеркалку Nikon, чтобы наконец-то приступить к съемке в жанре ню, превратив свою квартиру в «студию». Без хорошего портретного объектива тут не обойтись, а лучше иметь сразу несколько – классические «портретные» объективы с фиксированным фокусным расстоянием (50 мм, 85 мм, 105 мм) и высокой светосилой (f/2.8 или светосильнее). Из-за кроп-фактора, существующего на цифрозеркалках, так называемые «классические» портретные объективы изменяют свое фокусное расстояние. Однако характерный для такой оптики рисунок остается – получить его на широкоугольнике практически невозможно. Мы рассмотрим несколько новых моделей «студийной» оптики, которые привлекают к себе наибольший интерес вследствие свой новизны.
«Производительность» оптики позволяет применять ее в профессиональных видах художественной фотографии для печати на особо крупных форматах (в том числе, А2 при съемке на D200 – по данным производителя, этот объектив обеспечивает сверхвысокое разрешение, на порядок превосходящее все существующие аналоги). Дисторсия не превышает 1,5%. Цветопередача вплотную приближается к пленке благодаря реализованным технологиям изготовления стекол и мультипросветления. Обещается цена, сравнимая с продуктами конкурентов сопоставимого качества. Интересно, это как?
Широкий угол
Самое сладкое, как обычно, мы оставили на десерт. Широкий угол! Именно его обычно так не хватает! Радикальный способ решить эту проблему – приобрести фишай. До недавнего времени владельцы цифрозеркалок были весьма ограничены в этом начинании, так как пленочные фишай-объективы с фокусным расстоянием 16 мм на цифровиках превращались в обыкновенные широкоугольники с большим углом (но не 180 градусов).
Nikon AF 10.5 mm f/2.8G ED DX Fisheye – первый «цифровой» фишай. На матрице создается картинка с углом обзора 180 градусов, а максимальная светосила f/2.8 поможет реализовать самые странные художественнее задумки, связанные с минимальной глубиной резкости и экстремальной перспективой (МДФ объектива 14 см, а с учетом длины самого объектива – 3 см от передней линзы). Фишай компактный и легкий (63x62,5 мм, 300 г), оснащен встроенной выдвижной лепестковой блендой. Конструктивные особенности позволили добиться высоких показателей компактности и разрешающей способности оптики. Чтобы при минимальном расстоянии получать четкие снимки, предусмотрена система коррекции искажений – CRC (Close-Range Correction). Несмотря на все свои уникальные особенности, этот объектив обойдется не более чем в $600. Цена, небольшая для профессиональной оптики Nikon, обусловлена сравнительно узкой сферой применения фишай-объектива. Глядя на этого претендента на мечту фотолюбителей, немного удивляешься, что многие из них готовы выложить больше пяти сотен у.е. за этот компактный корпус, умещающий в себя ровно половину линии горизонта.
«Могу сказать, что объектив используется значительно чаще, чем я предполагал. Наверное, я всегда был парнем с «широкоугольной» ориентацией, но факт есть факт: фишай можно использовать даже тогда, когда ни о каком пейзаже не может быть и речи. Эта оптика позволяет создавать эффектные жанровые снимки: фотографируя невесту, я могу подойти практически вплотную к объекту съемки и сделать «портретный» снимок. Искаженные черты лица, характерные для такой оптики, иногда стоит подправить в фоторедакторе, но часто они идут в плюс художественной задумке, особенно если невеста стройная! В целом, отличная оптика для творчества, и однозначно – хорошая покупка».
«Я решил порадовать свой D70 новой оптикой. Давно теплилась надежда подарить своей зеркалке максимально широкий угол, не пожертвовав при этом ни качеством, ни солидной пачкой денег. Мне удалось сравнить качество Nikon 17-35 мм с большинством популярных широкоугольников, включая Nikon 18-35 mm и Sigma 15-30 mm. Только оптика Sigma (с маркировкой EX и ценой около $600) смогла дать сопоставимую с родным объективом резкость, но не была способна тягаться с ним по цветопередаче и контрасту. Можно сказать, что объектив Tokina при сравнении с дорогостоящим конкурентом выглядит достойно. Картинка с оптики Nikon смотрится чуть более резкой в углах кадра и немного более контрастной, но этот объектив – единственный в своем ценовом сегменте, который демонстрирует по-настоящему сравнимое качество. С учетом цены, он вне конкуренции практически по всем показателям».