Стив Томас (Steve Thomas) - фотограф и велосипедист, живущий в Тайланде. Он занимается велосипедным спортом с 12-ти лет, фотографирует гонки и рассказывает о своей работе в блоге уже более двух десятилетий. Другие его работы можно увидеть здесь.
“Обезвоженный, ты спотыкаясь заходишь в новый, странноватого вида отель, названия которого ты даже не знаешь”, - рассказывает Стив. “На плечи тебе давит висит 20-ти килограмовый рюкзак. С обожженной на солнце шеи свисают два громадных фотоаппарата. К тому же ты тащишь с собой огромный чемодан, а иногда к этому всему добавляется еще одна велосипедная сумка.
Нужно постараться найти себе местечко, среди 250-ти, или около того, участников гонки, официальных представителей и просто тех, кто сел тебе на хвост. Если выдалась свободная минутка, можно найти себе уголок, раскрыть ноутбук и немного поработать.
Все устали. Я имею в виду, что спортсмены только что участвовали в гонке, а их официальным представителям пришлось весь день сидеть в машинах с кондиционерами. Им жутко скучно. Мы, фотографы, обычно потные, грязные и к этому моменту едва ли можем разомкнуть веки. Мелкий песок и ветер весь день дули в лицо, (в очках нельзя снимать).
Есть такая категория людей, которые подходят к фотографам и просят сделать несколько фотографий для какого-нибудь своего сайта. Конечно же бесплатно, это же "всего лишь фотография". Никто и не думает, что фотографы рисковали оборудованием стоимостью 15 тысяч долларов и потратили годы, чтобы отточить свои навыки и оказаться на соревнованиях такого уровня.
Ты вежливо намекаешь, что в то время когда они будут ужинать, смотреть телевизор или им будут делать массаж, ты все еще будешь в той же самой одежде, прорабатывать около 500-700 фотографий, снятых за день: подгонять по величине, подчищать, дублирувать и, конечно же, искать способ сбыть их сайтам, спонсорам и журналам в тот же вечер.
Душ и пиво - уже где-то после полуночи. Тогда можно почистить и упаковать оборудование перед тем, как где-то между 5 и 8 часами утра покинешь отель. Выходишь хмурый. Это часть жизнь фотографа велосипедных гонок.
Сейчас я по большей части работаю в Азии, так как я тут живу. Здесь все немного по-другому, особенно в сравнении с Европой или Австралией. В большинстве европейских велосипедных гонок мотоциклисты и фотографы работают за одно, часто проводя вместе целый сезон. У них многолетний опыт, и они знают эту кухню изнутри.
Такое редко бывает в Азии. И слишком часто ты рискуешь жизнью, когда садишься на странный мотоцикл позади человека в кожаной куртке, который знает всего лишь одно слово по-английски - "yes". Оно может означать "нет", "наверное", или что-то еще.
На гонках в Азии водителя тебе назначают организаторы, обычно это каждый день новый водитель. У многих из них в этой сфере мало или совсем нет опыта. В основном, это члены местного байк-клуба, которые могут быть чрезмерно возбуждены возможностью ехать на любой скорости по перекрытым дорогам в компании своих дружков.
Конечно же, существует языковой барьер, точнее - бетонная стена. Сразу же развивается примитивный язык жестов. Обычно оказывается, что водитель не очень жаждет слишком близко приближаться к участникам гонки и не имеет ни малейшего понятия, что делать, когда спортсмен петляет из стороны в сторону. Водитель давит на тормоза, велосипедист кричит и машет рукой, ты падаешь в грязь, а судья свистит на тебя - подъехал слишком близко. Тур озера Цинхай я по большей части провел валяясь в грязи на обочине.
Гонки в Азии - это обычно многодневные и многоэтапные события, настоящая туристическая поездка. При этом гонщиков узнаешь достаточно хорошо, и в большинстве случаев они замечают, как тебе тяжело. Не смотря на это, некоторые судьи этого не понимают и видят в СМИ (не считая, пожалуй, телефидения) своего рода помеху, хотя без нас никто бы не услышал об этих гонках.
Несколько лет назад , там же, на озере Цинхай шел дождь, а в горах была самая настоящая пурга. Мой водитель старался спуститься к гонщикам, но не имел ни малейшего понятия, как справляться с трассой на поворотах. Байк постоянно заносило и мы дважды съезжали с дороги. Немного спустя я остановил водителя и слез. Я добрался до финиша на идущей сзади машине. На следующий день водитель решил проехать на скорости 160 км/ч по бетонной дороге через город. Он явно выпендривался, если судить по скорости движения. Я закрыл глаза и вцепился в него. Камеры душили меня, когда мы проезжали по выбоинам.
Тем временем, машина одной из команд свернула вправо, вместо положенного поворота влево. Мой коллега - фотограф и его водитель врезались в машину, пробили стекло и получили травмы от командного оборудования. Это довольно часто случается - фотографы получают серьезные ранения или умирают, только говорить об этом не принято.
Несколько лет назад во время очередного тура дорога поднималась в гору, это была гора Гентинг, крупнейшая в Азии. Я был близок к тому, чтобы заснять одного из гонщиков - он сбросил шлем. Мой водитель ударил по тормозам и спрыгнул посредине дороги, раздраженные гонщики объезжали его, пока он бежал за сувениром. Я не мог поверить своим глазам, но он проделал то же самое чуть позже из-за бутылки с водой. В результате мы опоздали к финишу.
Через несколько лет на той же самой гонке мой водитель свернул с дороги и начал собирать сувенирные мешочки, ногой, прямо во время движения. Я со злостью объяснил ему, что нам нужно догнать гонщиков. Мы опять опоздали к финишу. Полнейший мрак.
Однажды я освещал тур в Таиланде (Tour of Thailand), на котором было 30 судей на байках и ни одного водителя для фотографа. Под давлением наблюдателя из Международного союза велосипедистов мне выдали мопед и водителя, чтобы успевать за гонщиками. Я провел пять дней скорчившись на этом маломощном чудовище, обжигая ноги о выхлопные газы, отставая от гонщиков на крутых подъемах и скоростных участках трассы. Эта неделя, возможно, была самой ужасной неделей в моей жизни.
Тропические ливни могут быть серьезной проблемой в Южной Азии, так как они очень сильные. Скорость ветра так же очень большая - все смывает за секунды. Во времена пленочных фотоаппаратов аппаратура высыхала за ночь. Но с цифровыми фотоаппаратами совершенно другая история. Я потерял несколько штук за минуты езды. Когда начинается дождь, редко находишь место, где спрятаться, и всю твою высококлассную технику может залить за секунды.
Я обозревал гонки верхом на мопеде, мотоцикле, из машины, вертолета и даже с небольшого самолета. Временами это так же страшно, как скатиться с горы в Альпах в дождь и без тормозов. Но когда находишь тот самый, особенный кадр, тот за который и жизнь отдать не страшно, понимаешь, что это того стоит.”