Признаюсь честно: в январе 2008, когда я покупал свою первую цифровую камеру, я не мог даже представить, что со временем стану профессионально заниматься съёмкой автомобилей.
Всё началось с мимолётного увлечения, когда я в очередной раз попытался заняться фотографией и записался на курсы, чтобы продолжить обучение. Поначалу я просто хотел научиться снимать байки и машины моих друзей, но постепенно настолько «втянулся», что несерьёзное увлечение стало частью моей натуры.
С 2009 года мои снимки сильно изменились, и теперь я решил поделиться с вами опытом и рассказать, как лучше всего делать снимки автомобилей.
Все кадры из этой статьи сделаны в движении. Спросите, как же мне удалось достичь такого эффекта? Дело в том, что перед началом работы я прикрепляю камеру к специальному ригу, который, в свою очередь, крепится к автомобилю, и таким образом фиксирую фотоаппарат в позиции, наиболее пригодной для кадра. Интересно, что для иллюзии стремительной скорости совсем необязательно разгонять машину до трёхсот километров в час: достаточно настроить фотоаппарат таким образом, чтобы затвор камеры оставался открытым в течение нескольких секунд движения автомобиля. Именно так я сделал фотографии Lotus Exige и Audi R8 spider. Подробнее о том, как я готовился к съёмкам, можно увидеть в этом ролике:
Lotus Еxige S (апрель, 2008)
Audi R8 v8 Spyder (октябрь, 2011)
Не исключено, что некоторые из вас раньше уже сталкивались с этой техникой. Ригшот широко популярен среди фотографов, специализирующихся на съёмке авто, так как это - один из немногих методов, позволяющих делать красочные фото в движении. Я сам помню своё восхищение, когда, будучи ещё любителем, видел подобные снимки в журналах или натыкался на них в интернете. Но если в прошлом ригшот был чем-то вроде профессиональной тайны, сейчас на просторах интернет-форумов об этом может почитать каждый.
Сам я начал работать в этой технике в 2009 году и поначалу пытался подражать фотографам, которые уже добились значительных высот в автосъёмке. Я посещал всевозможные мероприятия, хотя бы как-то связанные с этой темой, хаотично фотографировал солидные седаны и вызывающие спорткары, пока однажды не осознал, что хочу делать больше, чем случайные любительские фото. Так я решил начать свой собственный фотопроект.
Оборудование для съёмки в движении от B&H photo (апрель, 2009)
Установка:
«Закулисные» снимки старых фотосессий:
Если вы тоже хотите заняться автосъёмкой, вам потребуется специальное оборудование. Лично я пользуюсь трёхшарнирным держателем Manfrotto Magic Arm и двумя держателями-присосками с поворотным адаптером Avenger F1000. Работу сильно облегчают четыре универсальных зажима Manfrotto Super Clamp и алюминиевый держатель на четырнадцать футов от Rig-Pro.
Со сборкой аппаратуры проблем возникнуть не должно: на специализированных форумах детально объясняется, как собрать все части воедино. Что касается покупки, держатели-присоски и зажимы можно заказать в интернет-магазинах.
Как показывает практика, проблемы обычно начинаются после сборки оборудования. Первое, что ставит в тупик - как правильно использовать все эти присоски и держатели, чтобы поймать хороший кадр. Могут возникнуть и другие трудности: например, как грамотно прикрепить держатели-присоски к автомобилю, какую камеру лучше всего использовать для подобных съёмок или как обработать фотографию, чтобы убрать из кадра держатель. Такую информацию трудно найти в интернете, поэтому поначалу установка оборудования может занимать немало времени.
Одну из самых первых и запоминающихся фотосессий я провёл в 2009 году. Тогда в качестве модели выступал новенький GTR R35 моего друга. Это было пугающе и волнующе одновременно, так как если бы я неправильно прикрепил двадцатифутовый держатель с установленной на нём камерой к боку неприлично дорогой машины, та автосъёмка стала бы первой и последней в моей жизни. Дело в том, что неверно закреплённый держатель может серьёзно повредить не только фотооборудование, но и сам автомобиль.
Я часто вспоминаю о той фотосессии, и каждый раз совесть занудно твердит, что мне следовало начать с собственной машины вместо того, чтобы использовать в качестве «подопытного кролика» новый GTR R35. К счастью, эксперимент прошёл благополучно, машина осталась цела, и я с гордостью могу сказать, что до сих пор ни разу не разбил чужой автомобиль, хотя провёл уже более ста пятидесяти таких съёмок.
Как это было в первый раз (фотографии Криса Хора):
Nissan GTR R35 (июнь, 2009)
Honda s2000 (май, 2010)
Subaru WRX S Ti (август, 2010)
Nissan 350z (сентябрь, 2010)
Audi R8 v8 (май, 2011)
Nissan 370z NISMO (июль, 2011)
Audi s5 (август, 2011)
Acura NSX (август, 2011)
Хотя мне и нравится снимать автомобили, ригшот, на мой взгляд, немного однообразен, а из-за чрезмерной популярности в последние годы вызывает всё меньше восторгов. Именно поэтому я решил двинуться дальше и попробовать создать «иллюзию дрифтинга». Эту мечту мне помог осуществить Nissan Silvia S13. Вот несколько снимков с памятной фотосессии:
Nissan Silvia S13 (май, 2010)
Этот эксперимент оказался даже более рискованным, чем предыдущий. Снимки я делал на Canon D70, который прикрепил к держателю на задней части машины. В этот раз всё прошло не так гладко, как когда я осваивал технику ригшота: у одного из держателей отвалилась присоска, и камера бешено закачалась из стороны в сторону. К счастью, больше у меня ничего не ломалось, и хотя это был один из самых пугающих моментов за всё время моей работы фотографом, мне всё-таки удалось достичь эффекта дрифтинга.
Новая идея озарила меня, когда я занялся съёмками фильма для MotorMavens.com. Я собирался рассказать о наших местных гонках и нашёл способ показать дрейфующий автомобиль во всей красе - на этот раз не подвергая верный Canon опасности разбиться о стекло или бампер машины.
Toyota AE 86 (июнь, 2010)
Мои снимки получили признание два года спустя. В основном, я работал с импортными тюнингованными автомобилями, и хотя у меня получались действительно качественные фотографии, очень скоро я обнаружил, что в большинстве своём это - посредственные снимки, сделанные в технике ригшота. Именно осознаниеих однообразности (ну и бесконечные разборки с полицейскими и охранниками, которые постоянно крутились под ногами во время фотосессий) заставило меня задуматься о переменах.
Смысл автосъёмки совсем не в том, чтобы показать автомобиль в движении. Настоящий фотограф никогда не будет работать, чтобы сделать посредственные снимки. Наоборот, он придумывает все новые и новые способы поймать нужный момент и создать красочную оригинальную фотографию. Он делает акцент на изгибе линий, дизайне и внутреннем салоне автомобиля. Но главное - он постоянно совершенствует свои навыки и не боится использовать разные техники и оборудование, чтобы добиться желаемых результатов.
Nissan 350z (август, 2010)
BMV 1M (сентябрь, 2011)
Рекламная кампания для Mini Canada (июнь, 2010)
Кроме того, настоящий фотограф умеет грамотно соединять изображения в один снимок, что особенно важно, когда съёмочная площадка слишком мала для фотосессии.
Ford Raptor SVT F150 (август, 2011)
Искусство правильного освещения я отрабатывал, когда делал снимки для Scion Canada. Съёмка происходила в фотостудии, поэтому я смог использовать возможности, которые даёт искусственное освещение, чтобы подчеркнуть особенности автомобилей.
В фотостудии Toyota HQ (фото Криса Юэй)
Scion iQ (февраль, 2010)
Scion xB (август, 2011)
Scion xB (ноябрь, 2011)
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что именно благодаря работам, выполненным в технике ригшот, я смог профессионально заняться автосъёмками. Только за последние три года мои снимки появились во многих престижных журналах.
Цех по изготовлению опытных образцов Fiveaxis в Калифорнии (Scion FRX специально для Redbull)
Наверное, самый приятный «бонус» моей работы - в том, что те, кто разбирается в этом деле, называют меня «мастером ригшота». И хотя по большей части эта статья посвящена тому, как грамотно работать в технике ригшота, надеюсь, что она окажется полезной в чём-то ещё. Как и любой вид искусства, фотография любит оригинальность. Каждый снимок - это маленькая история, и от того, насколько уникальной она получится, зависит ваш успех как фотографа.