Правда ли, что вы позиционируете себя как фотограф культуры еды (food culture photographer)? Если да, то насколько сильно это отличается от работы обычного фуд-фотографа?
Shea: Думаю, что, считая себя фотографом не просто еды, а именно культуры потребления пищи, я существенно расширяю горизонты. Это пока что не занятая ниша в ресторанном и фото бизнесе, и поэтому со мной сотрудничает множество самых разных клиентов.
На самом деле, мало кто знает, чем фуд-фотограф отличается от фотографа культуры еды, так что стоит подробнее рассказать о том, чем я занимаюсь.
Раньше я тоже позиционировал себя как фуд-фотограф, но очень часто люди неправильно понимали, что я имел в виду. В первую очередь им приходило в голову, что я занимаюсь ТОЛЬКО съёмками еды. Никаких людей, пейзажей, уютных домов и ресторанов - ничего, кроме десертов, главных блюд и, может быть, аперитивов. Термин «культура еды», по крайней мере, заставляет их задуматься и шире взглянуть на ситуацию.
Во-вторых, люди, когда слышат о фуд-фотографах, думают о блюдах, приправленных машинным маслом, зажжённых сигаретах, дым которых симулирует пар, поднимающийся от горячей еды, или о пюре, замаскированном под мороженое. А это совсем не то, чем я занимаюсь. Всё, что я снимаю, можно есть, и в большинстве случаев после фотосессии так оно и происходит. Может быть, в виде исключения в еду и добавляют каноловое масло, чтобы придать ей соблазнительный вид, но по большей части я фотографирую съедобные блюда. К счастью, как раз сейчас в мире всё больше начинают цениться свежие продукты, местная кухня, еда домашнего приготовления, а в моду входят блюда, сделанные по старым «бабушкины рецептам».
Термин «культура еды» я позаимствовала у необычайно талантливого фотографа Пенни Де Лос Сантос (Penny De Los Santos), которая полностью раскрывает его в своих снимках. И хотя мы никогда не встречались, я по-настоящему восхищаюсь её работами.
Фото Пенни Де Лос Сантос
Когда вы осознали, что ваша любовь к еде и фотографии станет основой вашей будущей карьеры?
Shea: Честно говоря, я не помню, когда по-настоящему влюбился в фотографию. Сейчас моя страсть в самом разгаре. Относительно серьёзно я занялся съёмками в старшей школе, а в колледже четыре года проработал в фотолаборатории. Ну знаете, той, старой лаборатории, где для проявления снимков использовали химикаты. А готовить я начал, когда мне стукнуло восемь. Это были еженедельные ужины в кругу семьи. До сих пор с теплотой вспоминаю те годы: я тогда был настоящим шеф-поваром! В двадцать лет во мне проснулась страсть к сноуборду, и какое-то время я даже жил на другом конце света, правда, потом всё-таки вернулся домой. Но это уже другая история.
По правде сказать, я всегда думал, что, когда мне исполнится тридцать (это случилось пять лет назад), всё встанет по своим местам. Но на деле оказалось, что я не имею ни малейшего представления, чем собираюсь заниматься в жизни. У меня была идея открыть свой ресторан, поэтому я начал фотографировать те блюда, которые готовил дома. Я планировал показать эти снимки профессиональному шеф-повару, как бы говоря: «Смотри, вот что я уже умею делать. Научи меня, как готовить другие блюда, я справлюсь с этим». Но фотографии оказались ужасными, действительно ужасными. Самый первый снимок получился невероятно огромным: в кадре не было ничего, кроме блюда посреди разгромленной кухни. Тогда я решил, что, если хочу заставить других поверить в меня, нужно научиться правильно фотографировать. Через месяц я уже знал практически все о правилах съемки, и я бросил затею с ресторанным бизнесом и стал фуд-фотографом. Конечно, это произошло не сразу, а только спустя два года, когда у меня появилась возможность приобрести профессиональное оборудование, и я наконец-то почувствовал, что уже знаю достаточно, чтобы предлагать свои услуги клиентам и заявить о себе.
Расскажите о процессе создания своих снимков.
Shea: Еще в самом начале своего пути я завёл блог «Кулинария для чайников». В течение четырёх лет по два раза в неделю я готовил блюда, которые затем снимал на камеру, по большей части чтобы мотивировать самого себя, постоянно пытаться, учиться, не бросать начатое на полпути. Несколько месяцев спустя, чтобы ускорить обучение, я начал снимать весь процесс приготовления, начиная с сырых ингредиентов и заканчивая готовым блюдом. Однажды вечером, когда я делал гребешки с луком-пореем, я заметил, как красиво они сочетаются вместе, и сфотографировал их. А потом неожиданно обнаружил, что делаю то же самое с другими блюдами. Для таких снимков я обычно выкладываю еду на красивые тарелки, разделочные доски, на стол или даже пергаментную бумагу! На конечном этапе я составлял все блюда для съёмки изысканного ужина.
Поначалу я пытался сделать композицию из самих ингредиентов, но каждый раз получалось не то. Думаю, что секрет успеха в том, что только в комбинации с другими продуктами раскрывается истинная прелесть каждого (как, например, в сочетаниях цитрус и мёд, лук-порей и гребешки, свинина и картофель).
Совсем недавно я сделал подборку снимков, которые собираюсь разместить на рекламных вывесках. Думаю, что это правильный шаг: вывески привлекают внимание клиентов и могут стать настоящим украшением ресторана. Мне по-настоящему нравится заниматься этим, и я надеюсь и дальше открывать для себя что-то новое в этой области.
Давайте поговорим об освещении. На ваших фотографиях свет кажется очень естественным, но, может быть, вы используете строб-импульс или искусственный свет? На ваш взгляд, какой свет лучше всего подходит для съёмки блюд?
Shea: Еду непросто осветить так, чтобы она выглядела аппетитно. Думаю, что в некоторых аспектах съёмка еды сложнее, чем стандартная фотосессия, так как даже человек, не разбирающийся в фотографии, знает, как должно выглядеть вкусное блюдо. Всем нам свойственен голод, все мы любим поесть. Поэтому, если свет будет слишком ярким и резким, у вас не появится желания немедленно съёсть блюдо. Это объяснимо: в данном случае человек концентрируется не на самой еде, а на том, что она выглядит не так, как обычно. Виной всему - неправильный свет.
Лично я стараюсь создать эффект естественного света, падающего из окна, потому что в нашем сознании именно такой свет связан с представлениями об ужине. Блюдо, освещённое таким образом, выглядит точно так же, как то, что мы едим в своём любимом ресторане, сидя возле окна, или за обеденным столом в любимой кухне. Обычно я легко могу поймать естественный, струящийся через окно свет, но если такой возможности нет, я использую фотовспышку Nikon SB-910. За эти годы я перепробовал немало зонтов и софтбоксов, но моя нынешняя любовь - Photek Softlighter II. Для работы мне нужен мягкий и направленный свет, который падает прямо на еду. И неважно, будет ли он струиться через окно или его будет формировать зонт. К тому же, я стараюсь не только правильно осветить блюдо, но и соблюсти теневые пропорции и создать качественный динамичный снимок.
Какие заказы вы обычно получаете от клиентов? Как вы вообще сформировали свой круг клиентов при такой высокой конкуренции?
Shea: Трудный вопрос и, если честно, я всё ещё не пришёл к ответу. Мои нынешние клиенты - местные типографии, дорогие продуктовые магазины, туристические агентства, рестораны и даже курорты. Всё, что я сейчас имею, я обрел благодаря переписке, «сарафанному радио» и случайному везению. Сейчас я вкладываю деньги в новое оборудование, маркетинг и рекламу. Я всё ещё работаю по ночам, чтобы оплачивать счета, но уже почти подошёл к моменту, когда я смогу постоянно заниматься только фотографией, и такие перспективы и пугают, и подстёгивают меня.
Сейчас я делаю всё, чтобы получать доход из самых разных источников. После того, как публикуют мои работы, я обычно получают разрешение забрать снимки и продолжить работать над ними. На треть я занят своими собственными проектами, а на две трети - издательской работой и связанной с ней рекламой. Конкретный пример - сотрудничество с писателем кулинарной книги, которого я случайно встретил в местной кондитерской. Он как раз собирался взяться за книгу рецептов, и ему был нужен фотограф. Буквально пару месяцев спустя я полностью закончил делать снимки для книги (хотя думал, что это затянется на более продолжительный срок), и уже в начале следующего года её можно будет найти в магазинах.
Как я уже сказал, я с головой ушёл в фотографию. Очень часто я даже ощущаю себя птицей, стремящейся взлететь в небо и старательно машущей пока ещё не оперившимися крыльями.
Какую роль играет стилист в процессе съёмок? Что лично вы ищете в хорошем стилисте, какие его качества могут помочь вам реализовать себя как фотографа?
Shea: Верьте или нет, но я никогда не работал со стилистами, хотя и не прочь попробовать. Думаю, что стилисты - это неизвестные герои, особенно в области фуд-фотографии. Если честно, мне кажется, что удачный снимок состоит наполовину из «магического освещения» и блестящей работы стилиста, наполовину из гармонично оформленного блюда и правильно подобранных столовых приборов. Фуд-фотография - это либо успех, либо провал. В моём портфолио вы найдёте как снимки еды, сделанной профессиональными шеф-поварами в ресторанах, так и блюда, которые приготовил и украсил я сам. Думаю, что мои «изнаночные» знания принципов работы с едой дают мне маленькое преимущество перед соперниками. Я твёрдо знаю, с чем имею дело, и отражаю всё в съёмках.
Помогает и то, что я ощущаю себя «своим» в ресторанном бизнесе. Я владею профессиональной терминологией и изнутри понимаю устройство ресторанного мира. Я знаю, как правильно вести себя на кухне, где все вечно заняты и вечно спешат (между прочим, это приобретённый навык). И я действительно думаю, что это помогает, ведь так гораздо легче построить диалог с владельцем или шеф-поваром. Наверное, это - важнейшая часть моей работы: иметь чёткое представление о том, как делать красивые и профессиональные снимки так, чтобы всем было комфортно.
Какое оборудование вы используете? Как вы выбираете камеру, объектив?
Shea: С помощью Nikon D-700 я могу снимать полные кадры с разрешением всего 12 мегапикселей. D-700 прекрасно справляется со съемкой при тусклом освещении. Когда я снимаю еду, то почти всегда пользуюсь объективом 50мм 1.4. Изображение получается чётким и одновременно слегка размытым; предмет не кажется слишком маленьким или огромным; не создаётся ощущения искажения картинки. Десерты, напитки, сэндвичи - блюда такого плана я обычно снимаю на макро-объектив 105 мм. На мой взгляд, здесь можно поэкспериментировать с фокусным расстоянием. Если предмет кажется меньше, мне нужно взять его более крупным планом. Думаю, что идеальным вариантом было бы фотографировать на объектив 70-85 мм, чтобы при необходимости легко избавиться от лишних дюймов.
В общем-то, для моих нужд достаточно объектива 70-200 мм, но сейчас у меня 24-70 мм, и он неизменно оказывается выше всяких похвал.
За что вы любите свою работу?
Shea: О-о, это трудный вопрос. Первое, что приходит на ум - возможность есть изумительную еду, приготовленную по-настоящему талантливыми людьми. Да-да, этот бонус - не выдумка. Ну или общаться с шеф-поварами и компаниями, которые обожают то, чем они занимаются. Для меня это важно, так как я сам страстно люблю свою работу, а человеку обычно приятно сходиться с подобными ему людьми. Но, если быть до конца честным, в своей работе я люблю всё сразу. Мне нравится, что я должен быть одновременно оригинальным и приземлённым. Я обожаю ходить по улицам и фотографировать продуктовые магазины в нашем городе, чтобы потом рассказать о них широкой публике. Знаете, пару недель назад я оказался на старой конюшне и снимал блюда, которые шеф-повар приготовил из овощей, растущих тут же в саду. Это было время заката, солнце садилось за горы, и вся долина купалась в тёплых оранжевых лучах солнца. Что может быть прекрасней этого?
Комментарии /