Стандарт функциональности
Раньше от цифровой мыльницы требовалась лишь способность делать снимки, а от зеркалки – делать их качественно. Сегодня этого мало. Для зеркалок необходимы: внутрикамерный стабилизатор (Canon, Nikon – освобождены, по причине большого парка «стабилизированной» оптики), автоматический «пылетряс», функция Live View. О ч е н ь качественный дисплей позволяет сразу оценить качество картинки (Nikon D300, Sony А700 – 3”, 920 kpix, 640х480 точек). Список модных технологий, которые обязаны быть в наличии у «мыльниц»: стабилизатор изображения, высокие ИСО, фокусировка с приоритетом лица в кадре. «Мыльницы» с претензией имеют все эти функции, модели попроще – хотя бы одну.
Технологии матриц
Технология CMOS окончательно победила CCD, за счет более низкой себестоимости и технологического потенциала. Кроме того, в 2007 году представлены две «альтернативные» цифрозеркалки, позиционирующиеся как «профессиональные» при относительно невысокой цене: Sigma SD14 (35 000 руб.) и Fuji S5 (55 000 руб.).
Эта матрица снискала уважение у профессиональных фотографов, благодаря отменной цветопередаче и максимальной широте динамического диапазона для «цифры». Обе камеры неинтересны небогатым фотографам-практикам, готовым идти на эксперименты в призрачной гонке за качеством, в которой решающую роль играет все равно денежный вопрос.
Универсальная оптика
Раньше студийные фотографы предпочитали фикс-фокалы, а зумы использовали репортеры. Современные технологии позволили рассчитывать зумы с «серьезным» качеством, подчас превосходящие фиксы в резкости и контрасте. Объективы с фиксированным фокусом (Pentax) постепенно исчезают с прилавков или не могут полноценно работать с новыми зеркалками (Nikon D40, D40X). Жертвой прогресса стал рисунок фикс-фокальной оптики, в каждом случае – уникальный. Взамен фотограф получил более универсальный инструмент при сравнимом техническом качестве изображения.
Гонка мегапикселов
Термин «гонка» не совсем уместен, так как большинство ЦФК оснащены одинаковыми матрицами, произведенными Sony. Матрицы других производителей (Canon, Kodak, Panasonic) не отличаются от первых с точки зрения результата. Разрешение матриц из года в год увеличивается не менее чем на 50%, но качество снимков улучшается не так быстро.
«Карманные» ЦФК. Число мегапикселов в «мыльницах» достигло 12. Это много, но количество не перешло в качество. «Шумят» такие матрицы на самых низких ISO, резкость не улучшилась – качество снизилось! Идея приделать к велосипеду мотор от болида все-таки имеет смысл – с точки зрения поощрения продаж. Выиграли производители фотокамер и карт памяти.
Любительские зеркалки. Всего 1 новая 6-МП модель – Pentax K100D Super. А если быть точным, то даже она – не «новинка», а только легкая модификация K100D. Остальные оснащены 10-МП матрицей.
Профессиональные зеркалки. Nikon представил долгожданную цифрозеркалку D3 с полноформатной матрицей (24х36 мм).
Доступность техники
Цель гонки технологий – не радость человека с камерой, а число проданных новинок. Вот почему любой «прогрессивный» сдвиг имеет оборотную сторону, свидетельствующую о неоднозначности процесса.
Мы уже отмечали, что одним из негативных моментов, обусловленных маркетингом, является чрезмерное разрешение крохотных матриц компактных камер. Другой момент – исчезновение с прилавков незеркальных ЦФК полупрофессионального класса, таких как Canon Pro1, Konica-Minolta A200, Nikon 8800, Olympus C-8800, Sony R1. Эти модели больше не производятся, а на смену им пришли дешевые цифрозеркалки с «китовым» объективом и непритязательные мыльницы. Линейка Canon G5/G6, ранее воспринимавшаяся как реальная альтернатива Canon 300D, переродилась в G7/G8 – по существу, типичные «мыльницы», достоинствами которых являются оптический стабилизатор и эргономичность.
«Псевдозеркалки» комплектуются «дальнобойными» объективами, не конкурируя с D-SLR с точки зрения качества и функций. Они и рассчитаны на бытовые виды съемки (Canon S5 IS, Fuji S8000fd, Olympus SP-560UZ, Panasonic DMC-FZ18).
В классе зеркальных ЦФК главным достижением 2007 года, несомненно, можно считать ценовую атаку компании Samsung, предложившую самую доступную зеркалку начального уровня GX-1L (в комплекте с «китовым» объективом – менее 15 тысяч руб.) и самую дешевую полупрофессиональную камеру – GX10 (комплект – 25 000 руб.). Будучи клонами Pentax *ist DL2 и Pentax K10D, эти модели совместимы с объективами и большинством аксессуаров Pentax.
Canon 1Ds Mark III |
Дешевеют цифрозадники. Студийные камеры «среднего формата» – дороже популярной в студийной съемке Canon 1Ds Mark III, но это совсем иной уровень качества. |
Mamiya ZD |
Много шума наделал комплект Mamiya ZD (камера, объектив и 22-МП задник) при цене около 300 тысяч рублей. |
Наиболее интересные новинки
Первая полноформатная D-SLR от Nikon, безусловно, стала знаковым событием в классе профессиональных моделей. Внешне Nikon D3 напоминает пленочную F5 (вертикальная ручка составляет с корпусом единое целое). Матрица выполнена по CMOS-технологии. Размер 36х23,9 мм, разрешение 12 МП обеспечивают превосходную детализацию при минимуме шума.
Nikon D3 |
Но по формальным критериям, D3 не лучше Canon 5D, а стоить будет, как минимум, раза в два дороже (около 160 000 руб.). |
Что же получит потребитель? Два важнейших плюса – быстродействие и съемка на ISO 6400 с приемлемым качеством (судя по первым семплам). Максимальная чувствительность достигает и вовсе заоблачных цифр – 25 600 ед. Скорость серийной съемки – 9 кадров/сек., в «полукадровом» (DX) режиме – 10 кадров или 11 кадров с отключенным АФ. Таким образом, по репортерским возможностям новинка на голову превосходит Canon 5D, а по качеству изображения – 1D Mark III. Что делает ее универсальным инструментом для студийной и выездной съемки, оправдывая более высокую цену.
Вряд ли кого-либо удивит наличие в этой модели 3" дисплея и функции Live View, так как эти возможности скоро станут стандартными и для более дешевых зеркалок. Но даже в мелочах D3 задает направление зеркальной моды на пару-тройку лет вперед: число точек фокусировки – 51 (в том числе 15 крестовых), функция калибровки АФ (под разные объективы – до 20 настроек), 14-битный RAW. Гарантированный ресурс затвора доведен до 300 тысяч щелчков. Камера имеет два слота для карт CF – один из них может использоваться для бекапа.
В отличие от E-410, имеется сразу двумя диска для установки выдержки и диафрагмы (на передней и задней панелях), а дисплей можно вращать во всех направлениях. Таким образом, модель эргономичнее и обеспечивает большую свободу выбора ракурса – хотя разница в качестве штатной оптики, скорее всего, будет в пользу Олимпуса.
DMC-L10 – пока единственная зеркалка, где режим Live View не просто дополняет оптический видоискатель, но является его полноценной альтернативой. При визировании с помощью дисплея (при съемке со штатным объективом) вы можете использовать дополнительный режим фокусировки, заимствованный от мыльниц. Также в режиме «мыльницы» L10 позволяет пользоваться функцией определения лиц в кадре (до 15 лиц), обеспечивая максимальную точность АФ и экспозиции при съемке портретов.
E-510, оснащенная встроенным стабилизатором и великолепным китовым объективом, обойдется дешевле и станет более выгодной покупкой. Однако именно такие «переходные» модели, как DMC-L10, задают вектор развития любительской фототехники. Очередной шаг к незеркальной ЦФК, поддерживающей сменную оптику.
Не менее революционен прототип новой псевдозеркалки Casio, оснащенной дальнобойным 12-кратным объективом (35-420 мм, f/2.7-4.6) и новой CMOS-матрицей (6 МП, 1/1,8"). Грядущая новинка станет самой серьезной моделью Casio. Ее матрица обеспечивает низкий уровень шума и уникальные скоростные характеристики – 60 кадров/сек. с максимальным качеством или до 300 кадров в режиме VGA. За выбор скорости отвечает отдельный диск на верхней панели. Для бытовой съемки динамичных сюжетов новинка наверняка станет лучшим выбором (хотя и не будет всерьез конкурировать даже с любительскими зеркалками в плане качества).
Среди карманных моделей выразителем новых технологий является Fuji F50fd, имеющая футуристический дизайн и максимальную функциональность. Новая матрица имеет разрешение 12 МП и размер 1/1,6". Фирменная технология производства матриц Super-CCD HR обеспечивает наиболее малошумную картинку для матриц компактных ЦФК. Камера имеет двойную систему стабилизации: оптический стабилизатор, впервые встречающийся у Fuji, дополняется режимом электронной стабилизации за счет высоких ISO. Максимальная чувствительность достигает 1600 единиц на полном разрешении (6400 ISO – на минимальном). Функция определения лиц в кадре (Face Detection 2) более уверенно работает на широком углу, чем первая версия. Это, вообще, лучшая реализации данной функции среди всех ЦФК. Интересен дополнительный режим портретной съемки, в котором программа маскирует дефекты кожи. Среди 16 сюжетных программ есть также режим «Блог», позволяющий сразу делать снимки небольшого размера для публикации в Интернете. Камера имеет комбинированный слот для карт памяти (xD/SD), а также ИК-порт, позволяющий пересылать снимки на ПК без кабеля.